И.Т.Спирин

СПИРИН Иван Тимофеевич (9.08.1898-4.11.1960) родился в г. Коломне Московской области. В детстве жил в с. Нижнее Хорошово Коломенского района. В армию направлен Коломенским военкоматом в 1918 г. Участник гражданской войны.
С 1920 г. связал судьбу с авиацией. В 1930 г. окончил Качинское военное авиационное училище. В 1924 - 1934 гг. участвовал в ряде дальних рекордных перелетов. Начальник аэронавигационного сектора НИИ ВВС комбриг Спирин в 1937 г. был флаг-штурманом первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс.
С 1938 г. Спирин - доктор географических наук, профессор. Был участником советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Несколько лет был начальником Ивановской высшей школы штурманов. Окончил Военную академию Генштаба. Был главным штурманом ВВС. С 1949 по 1952 г. - начальник отделения факультета Военно-воздушной академии им. Жуковского, с 1952 по 1955 г. - зам. начальника штурманского факультета.
С июля 1955 г. в отставке. Жил в Москве. Избирался делегатом XVIII съезда КПСС, депутатом Моссовета.
Награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 ст., Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Именем Спирина названы улицы в Коломне и Москве. В Коломне в Мемориальном парке установлен бюст И.Т.Спирина.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Центрального Исполнительного Комитета СССР
За образцовое выполнение задания Правительства и героизм наградить участников Северной экспедиции, достигшей Северного полюса и основавшей полярную станцию на дрейфующем льду у полюса, званием Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина: СПИРИНА И. Т. - майора, флаг-штурмана экспедиции.
Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССР
М.КАЛИНИН.
Секретарь Центрального Исполнительного Комитета СССР
И.АКУЛОВ.
Москва, Кремль. 27 июня 1937 года.

Иван Тимофеевич СПИРИН стал первым среди коломенцев кавалером Золотой Звезды.
Нелегким был путь к славе и всенародному признанию коломенского рабочего парня Ивана Спирина. Трудовую закалку он получил на железной дороге: был ремонтным и подсобным рабочим на станции Голутвин.
Судьбоносным для И.Т. Спирина стал 1918 год - Коломенский военкомат призвал его в армию, и в ее рядах он вырос от красноармейца до генерал-лейтенанта. Ему довелось участвовать в трех войнах - гражданской, советско-финляндской и Великой Отечественной.
В 1920 году И.Т. Спирин связал свою судьбу с авиацией. Аэролог 2-го боевого отряда эскадры тяжелых кораблей "Илья Муромец" красноармеец Спирин помогал механикам заправлять горючим воздушные корабли, снаряжал их бомбами, латал пробоины. Вскоре его назначили начальником технической части авиационного отряда. Потом годы напряженной учебы и первые радости самостоятельных полетов. В 1925 году И.Т. Спирин совершил первый полет вне видимости земных ориентиров - по приборам и штурманским расчетам. Маршрут был невелик: Москва - Коломна. В том же году был совершен труднейший перелет из Москвы в Пекин. В 1927 году Спирин участвует в большом европейском перелете, а через два года разыскивает потерпевших аварию американцев в Арктике.
4 сентября 1930 года с подмосковного аэродрома стартовали три советских самолета Р-5. Им предстояло совершить групповой полет по маршруту беспримерной трудности: Москва-Севастополь - Анкара - Тбилиси - Тегеран - Термез - Кабул - Ташкент - Оренбург - Москва.
Трудным был их путь от начала до конца. Почти всю дорогу до Севастополя - низкая облачность, моросящий дождь, временами сильный порывистый ветер. Над Черным морем бушевали грозы, шквальные ветры трепали самолеты. И надо было обладать поистине безумной храбростью, волей и умением, чтобы провести машины сквозь грозовые тучи над кипящим пеной морем. Безошибочно вывел группу штурман Спирин на турецкий аэродром. Турецкие граждане и представители правительства радушно встретили наших летчиков. Они были покорены их отвагой и мужеством.
А дальше еще трудней: уходящие в заоблачную высь горы Кавказа, снежные вершины сурового Гиндукуша, скалы Гиссарского, Зеравшанского, Туркестанского хребтов в сизой дымке и песчаные бури пустынь.
18 сентября самолеты благополучно вернулись в Москву. За 61 час 30 минут лётного времени было пройдено 10500 километров. Этот выдающийся подвиг летчиков вошел в историю авиации. Все 6 участников экспедиции большого восточного перелета были награждены орденами Красной Звезды. Спирину вручили орден за номером 9.
12 сентября 1934 года ширококрылый одномоторный самолет АНТ-25, на борту которого были написаны буквы "РД" - рекорд дальности, разбежавшись по взлетной полосе Щелковского аэродрома, стал постепенно набирать высоту. Экипаж машины в составе командира М.М.Громова, инженера А. И.Филина и штурмана И.Т.Спирина повел ее в многодневный путь на побитие мирового рекорда французских пилотов Боссутро и Росси, которые в 1932 году на самолете "Блерио" покрыли расстояние 10601 километр. Днем хорошая погода радовала летчиков, а ровный рокот мотора вселял уверенность в успехе. Самолет летал по треугольному маршруту Москва - Рязань -Тула. Через каждые три часа Спирин по радио вызывал на связь наземный командный пункт и докладывал о том, что полет проходит по графику. Но ночью погода начала портиться. К середине 13 сентября хлынул дождь. Самолет полез вверх. Вот уже и 5000 метров, в кабине стало прохладно, а облачности нет конца.
Трудной была вторая ненастная ночь: внизу дождь, вверху мороз, а в облаках - обледенение и тряска. Под вечер третьего дня над Москвой разбушевался ураган. По договоренности со штабом руководства повернули на юг. Летали несколько часов в районе Харькова. К полудню 15 сентября самолет приземлился на Харьковском аэродроме. Трехсуточный полет, полный опасности и громадных напряжений, благополучно завершился выдающимся успехом. Экипаж установил новый мировой рекорд дальности, покрыв расстояние 12411 километров, и всесоюзный рекорд продолжительности, равный 75 часам. Подвиг был отмечен присвоением М.М. Громову звания Героя Советского Союза, И.Т. Спирин и А.И. Филин были награждены орденами Ленина.
Настоящую славу Ивану Тимофеевичу Спирину принес тяжелейший полет на Северный полюс в 1937 году. Он был флаг-штурманом первой в мире воздушной экспедиции на крышу Земли. Полет, начавшийся с Московского центрального аэродрома 22 марта, проходил в сложнейших метеорологических условиях и был успешно закончен 21 мая посадкой на льдину после того, как Спирин, сделав все необходимые расчеты, заявил: "Под нами полюс!" С самолета на льдину была высажена четверка отважных людей во главе с И.Д. Папаниным, которые затем несколько месяцев дрейфовали в Северном Ледовитом океане, занимаясь научной работой.

И.Т.Спирин - автор многих научных трудов по теории и практике самолетовождения, изобретатель и конструктор аэронавигационных и пилотажных приборов для слепых полетов. В разные годы для детей и юношества вышло несколько книг И.Т. Спирина. Ему было о чем рассказать, ведь такая богатая событиями и героическая была у него жизнь! Летал на истребителях, разведчиках, штурмовиках, бомбардировщиках! Пять раз попадал в авиационные катастрофы: горел, падал, врезался в болото, но чудом оставался жив, хотя ломал ногу, бедро, ключицу, ребра. И каждый раз, подлечившись, опять принимался за любимую работу. И.Т. Спирин налетал около 9000 часов. Почти год провел в воздухе!
Слава не обошла стороной Ивана Тимофеевича Спирина. Но он до конца дней своих оставался добрым, порядочным человеком, хорошим товарищем и другом.


Назад
Hosted by uCoz