Л.С.Лебедянский

Лев Сергеевич Лебедянский 42 года отдал родному Коломенскому заводу. Здесь многих он знал, а его - каждый. И за глаза, в знак особого к нему отношения, главного конструктора называли не по имени-отчеству, а намного проще и короче: Лев. "Наш Лев ... ", " Лев сказал... ", " А что Лев подумает?.. ", " Смотри, а то ото Льва нагоняй получишь... ", " Надо со Львом посоветоваться... ". Подобное слышалось постоянно. Он знал о том, что " в народе" его зовут только по имени, и не пресекал этого.
Нередко можно было слышать, что называли Льва Сергеевича Лебедянского "генеральным конструкром паровозов". И эти люди были недалеки от истины. Хотя и не существовало в локомотивостроении у конструкторов такой должности официально, но многие, именуя Лебедянского "генеральным", давали тем самым объективную оценку того значимого вклада, который он внес в создание паровозов, тепловозов и газотурбовозов. Самый высокий пост, занимаемый Л. С. Лебедянским - главный конструктор Коломзавода, который при нем назывался и машиностроительным, и с 1946 по 1956 паровозостроительным, а затем тепловозостроительным. А начинал Лев Сергеевич здесь трудиться рядовым инженером-конструктором. За годы работы на предприятии, куда он пришел в 1922 году с дипломом Петроградского политехнического института и трудился до ухода на пенсию в июне 1963 года ему удалось сделать очень много. Даже сухой перечень машин, в создании которых принимал активное участие Л. С. Лебедянский, свидетельствует о eго недюжинных способностях и огромном вкладе в развитие отечественного локмотивостроения: паровозы серий С", С'", ФД, ИС, 2-3-2К, 5 П, 9П, ЭР, Л, OP23, П34, П36, П38, тендор-конденсатор к паровозу серии СО-19, бустер, теплопаровоз ТП1-1, тепловозы серий ТЭ50, ТЭП60, ТГП50, газотурбовозы Г1и ГП1, кроме этого занимался разработкой проектов и работ по модернизации локомотивов, которые выпускались серийно.
Заслуги Л. С. Лебедянского не остались незамеченными. Ему было присвоено высокое звание в железнодорожном транспорте - генерал-директор тяги II ранга. Он был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, несколькими медалями. За создание паровоза "Победа" Лебедянскому присвоили звание лауреата Сталинской премии. Дважды его награждали значком "Почетный железнодорожник". И все же самой дорогой и высокой наградой он считал решение правительства присвоить паровозу 1-5-0 "Победа" серию Л. Это был беспрецедентный случай в отечественной истории: локомотиву присвоили серию в честь главного конструктора, хотя, к примеру, в авиационной промышленности серии шли лишь только в честь Генеральных конструкторов - Ту, Як, Ил, Пе, Ан: Локомотив серии Л стал самым массовым грузовым советским паровозом. За 7 лет его серийного выпуска на трех заводах - Коломенском, Брянском и Ворошиловградском - построили более 5 тысяч экземпляров. Эти паровозы сыграли решающую роль в железнодорожных перевозках в послевоенные годы. Л. С. Лебедянский был отмечен многими наградами. Но по совокупности заслуг, всего им сделанного, ему, естественно бы, быть увенчанным Золотой Звездой Героя Социалистического Труда. Однако этого не произошло. Почему, только можно предполагать. Может, повлияло то обстоятельство, что Л. С. Лебедянский долгие годы не состоял членом Коммунистической партии (создатель уникальных машин - и беспартийный человек?!). А может, из-за своего характера: порою был резок и с начальством. Можно предположить, что сказался один штрих в биографии. В 1930 году восемь месяцев он был в командировке в Соединенных Штатах Америки с целью изучения американского железнодорожного опыта. С годами почти все члены той делегации были арестованы. Репрессии коснулись и людей, с которыми Л. С, Лебедянский был близок на Коломзаводе.
Спустя годы, после того, как Л. С. Лебедянского проводили в последний путь (он умер 30 января 1968 года, немного не дожив до 70-летнего юбилея), на доме № 330 по улице Октябрьской революции, где конструктор жил последние 28 лет, была укреплена мемориальная доска. Неподалеку по решению исполкома городского Совета проложили бульвар имени Лебедянского, и в построенных там многоэтажных домах живут тепловозостроители. На этом же бульваре застыл на пьедестале паровоз серии Л под номером 0012 - один из локомотивов, которые железнодорожники любовно называли "лебедянки"
Осенью 1998 года коломенцы отметили 100-летие со дня рождения Льва Сергеевича Лебедянского. Одним из моментов празднования стало открытие мемориальной доски на здании заводоуправления ОАО ХК "Коломенский завод". Медленно спало светлое покрывало, и взору присутствующих открылась мемориальная доска, посвященная человеку-легенде. Справа изображен портрет именитого земляка, и из его сердца как бы вырывается паровоз серии Л. А на прожекторном луче лаконичный текст: "В этом здании с 1922 по 1963 год работал выдающийся конструктор локомотивов Лев Сергеевич Лебедянский".

Назад
Hosted by uCoz