А.П. Радищев

Учиться!




Андрей Радищев
(фотография предвоенных лет)


    Дожив до 20-летнего возраста и сменив к этому времени ряд профессий (разборщик и ученик наборщика, потом газетоноша в Чернигове, делопроизводитель в районной газете Беловодска Луганской области, технический конторщик на железнодорожной станции Сватово и другие), я вдруг испугался, что останусь на всю жизнь недоучкой, который работает только ради того, чтобы прокормить себя и, может быть, свою будущую семью.

    И тут горячей волной нахлынуло непреодолимое желание учиться, найти своё место в жизни. И, конечно, только в музыке. Помню, что не было практических расчётов того, какую приобрету специальность и что мне это даст. Не было также и тщеславных мыслей о будущей концертной деятельности. Просто я не мог представить всю свою дальнейшую жизнь без музыки.

    В газетах вычитал о музыкальных техникумах или школах (не помню) в Симферополе и Севастополе. Было это в начале августа 1931 года. Собрался и поехал. В Симферополь приехал ночью. В ожидании утра прикорнул на диванчике. Проснувшись утром, обнаружил, что у меня выкрали деньги и документы. Вышел на привокзальную площадь, стою и думаю: что делать? Оглянулся, вижу строящееся здание. Подошёл, попросил взять на временную работу. Мне сказали, что надо пойти в правление железной дороги. Там разрешили, даже аванс дали, несмотря на то, что у меня и документов не было.

    В тот же день узнал, что одна из музыкальных школ закрылась, а другая находится на самоокупаемости. Так мои планы учёбы на этот год лопнули, а мне пришлось овладеть ещё одной рабочей специальностью: я стал подносить кирпичи на 2-й и 3-й этажи строящегося пристанционного здания. В обеденный перерыв я ходил в расположенный рядом с вокзалом небольшой железнодорожный сад. Там на летней эстраде стояло подержанное, но звучавшее весьма прилично пианино, на котором я отводил душу, играя всё, что держала моя не очень организованная память.

   Наверное, вид парня в рабочей спецовке, играющего Шопена, Грига и Чайковского, был довольно впечатляющ, и около меня собиралось много слушателей, среди которых были и рабочие с нашей стройки, и пассажиры с вокзала. За три дня мой авторитет настолько повысился, что меня освободили от таскания кирпичей и назначили учётчиком. Я стал, как угорелый, бегать по всем трём этажам здания, проверять и записывать, кто сколько уложил кирпича, следил за своевременной его подноской, чтобы у рабочих не было простоя. Заработав за две недели денег на обратную дорогу, я с большим трудом уволился («Ты что, не понимаешь, что стройка - это государственной важности дело?»), прогулялся в Севастополь и Балаклаву и вернулся домой. Таким образом, штурм вершин науки пришлось отложить, не добравшись даже до её подножья.

    На следующий год я решил ехать в Москву. Москва - моя родина. Здесь я родился. С Москвой и подмосковным Тайнинским связаны первые впечатления детства. В тяжёлые 1920 и 1921 годы я вместе с братом находился в детском интернате, он помещался в Успенском переулке, недалеко от Пушкинской (тогда Страстной) площади. Был уверен, что Москва не даст в обиду своего блудного сына!

   Сборы были недолгими. Уложив в чемодан всё, что было выделено мне из скудного семейного гардероба, а также книги и самое ценное, что было у меня - письма В.А. Тихоцкого, я на подводе отправился за 40-50 километров до ближайшей железнодорожной станции Луганск. В ожидании поезда познакомился на вокзале с каким-то молодым типом, про которого могу сказать, что это был человек без примет. В памяти осталась фигура серого цвета, наверное, он был одет в серое. Мы сидели рядом, разговаривали о том, о сём. Потом он попросил меня покараулить его тощий чемоданишко, а сам куда-то вышел. Вскоре он вернулся.

   Тронутый его доверием, я поспешил ответить ему тем же. Оставив великодушно на его попечение всё моё богатство, заключённое в чемодане, я пошёл побродить по перрону. Когда же мне показалось, что я дал моему свежеиспечённому другу прочувствовать всю глубину моего доверия к нему, я вернулся в зал ожидания. Конечно, моего соседа на месте не оказалось, а под скамьёй, где я поставил свой чемодан, зияла страшная в своей неумолимости пустота. Какой же я был олух царя небесного! Мало мне было прошлогоднего урока! Что я испытал в этот час? Отчётливо помню, что не было ощущения катастрофы. Я был молод, погода стояла по-летнему тёплая. В кармане был билет до Москвы и немного денег. Помню только чувство стыда и осознанную через некоторое время горечь невозвратимой утраты дорогих для меня писем.

    В Москву я приехал только в том, что было на мне. Узнав адреса музыкальных учебных заведений, я пошёл в музыкально-педагогический техникум им. Октябрьской революции. Здесь иногородним предоставляли общежитие, все студенты получали стипендию. На вступительном экзамене мне задавали разные вопросы по теории и истории музыки, на которые я отвечал, видимо, довольно правильно. Потом попросили сесть за рояль и сыграть, что знаю. Когда я разыгрался, вспоминая всё подряд, меня остановили: «Спасибо, достаточно». Помню добрые лица педагогов, которые за что-то меня хвалили.

    Приняли меня на подготовительный курс, но уже через две недели записали на 1-й курс, а к началу зимы перевели на 2-й курс отдела «соцвос» (социального воспитания). Такое несуразное название было у отдела, который готовил преподавателей музыки и пения для общеобразовательных школ. Таким образом, свою студенческую «пятилетку» я закончил досрочно, за три года.

    Что мне дали годы, проведённые в техникуме? Формально, в смысле овладения техникой фортепианной игры, мало (преградой было отсутствие с детства правильной постановки руки), но была великая радость активного общения с музыкой. Она меня захлёстывала через край. Мне мало было уроков. В свободные от занятий часы я приходил в классы сольного пения Аллы Александровны Ермолинской или Павла Михайловича Понтрягина, известного в своё время певца-тенора, часто выступавшего по радио, и аккомпанировал их ученикам. Несмотря на недостаточную технику, которая иногда давала о себе знать в особо сложных пассажах, моя игра нравилась певцам и педагогам, они говорили, что со мной «легко петь».

    Вскоре слава о бескорыстном аккомпаниаторе дошла до скрипичных классов, и меня стали приглашать туда. Но теперь, приобретя некоторый опыт, я стал более требовательным к музыкантам и уже сам выбирал, с кем бы из них мне хотелось играть. В ушах до сих пор звучат скрипичные сонаты Грига, которые я играл со славным скрипачом, добрым Пашей Глуховым. Любил я играть и с Костей Фортунатовым. Весёлый, остроумный и компанейский, во время исполнения он преображался, становился сосредоточенным, погружаясь в музыку. И если игра с Пашей была нашей взволнованной беседой, то, играя с Костей Фортунатовым скрипичный концерт Чайковского, мы священнодействовали.

    Потом я понял, что моё аккомпаниаторство было своеобразным университетом, в огромной степени расширившим мой музыкальный кругозор, воспитавшим во мне культуру ансамблевого исполнения.

    Несмотря на скромный студенческий бюджет, загруженность учёбой и общественной работой, я за эти годы просмотрел почти все оперы в Большом театре (тогда он был ещё общедоступен). Много времени я уделял посещению концертов в Большом и Малом залах консерватории. Однажды мне посчастливилось слышать неповторимый фортепианный дуэт К.Н. Игумнова и А.Б. Гольденвейзера. Слушал я в Большом зале консерватории одно из последних выступлений А.В. Неждановой, которой аккомпанировал Н.С. Голованов. Слышал я и органную музыку в исполнении А.Ф. Гедике, и выступления многих замечательных музыкантов - Эмиля Гилельса, тогда ещё мальчика, Розы Тамаркиной, Артура Рубинштейна...

    Помню, какое огромное впечатление произвело на меня пение великой польской певицы Эвы Бандровской-Турской. На её концерт я пришёл больной ларингитом. Сидя на студенческой галёрке, я был покорён духовным обаянием певицы, кристальной чистотой её голоса, филигранной отделкой каждой музыкальной фразы, каждого звука. Покоряла глубокая искренность её исполнения, она пела для каждого сидящего в зале. Это была великая правда искусства, выраженная в совершенной форме. Мне казалось, что поёт не певица, а моя душа, которая полностью слилась с её пением. И вот тут, в момент кульминации в одной из песен, когда голос Эвы Бандровской поднялся на очень высокую ноту, у меня вдруг резко заболело горло. Видимо, мой ларингит дал мне понять, что в восприятии искусства есть грани, которые надо иметь в виду. Наверное, ларингологи могут объяснить подобные случаи с научной точки зрения. Я же о нём вспомнил только в связи с одним из самых ярких моих впечатлений, связанных с музыкой.

    Однажды я, как и многие, был охвачен огромным волнением, когда на Москву, как штормовой ветер, налетел слух о предстоящем приезде СВ. Рахманинова. Нашлись, конечно, всезнающие, которые говорили, что в день выступления Рахманинова в Большом зале консерватории улица Герцена будет оцеплена конной милицией, ибо ожидалось столпотворение. Но, увы! Приезд не состоялся, великое не совершилось!

Коломна, 1970-1972

Hosted by uCoz