Сергей Калабухин

"ОТЕЦ"

 

 

«Чертовски трещит голова. Если так будет продолжаться и дальше, то меня увезут с этого проклятого острова законченным алкоголиком.  Проклятая жара! Проклятые дельфины и, вообще, проклятая жизнь! Вчера с подводной лодкой пришло письмо от Дитриха. Хвастается, что он уже полковник и недавно получил из рук самого фюрера "железный крест". Радуется, что обогнал меня в звании и наградах. Самодовольный болван! На его месте и я бы... А вот посидел бы мой братец два года в этой экваториальной теплице!

Кругом, кроме маньяка профессора с идиотом ассистентом и дельфинов ни одной живой души! Профессора не оторвёшь от приборов, а его ассистент, я уверен, скрытый коммунист. Скука, хоть волком вой! Хорошо хоть профессор по моей просьбе  включил спирт в список препаратов, необходимых для опытов.

Господи, до чего я дошёл! Как последний подонок пью целыми днями в одиночестве! Лодка из центра приходит раз в месяц, доставляет продукты, почту, необходимое оборудование, будь оно проклято! Два года на этом атолле... Боже, какой я был идиот! Ещё бы, сам Канарис вызвал, поручил особо секретное задание, а я и уши развесил.

Вначале всё шло прекрасно. Подводная лодка доставила нас на этот огрызок суши посреди бело-голубого океана. Белый песок, пальмы, кокосы, крабы! Казалось, сбылась мечта маленького Вилли, сына известного ваймарского булочника. Мы с ассистентом весело плескались в парной лагуне, ловили дельфинов. Профессор, тряся жирным подбородком и захлёбываясь слюной, говорил об этих «великолепных животных», чтоб они подавились той водой, в которой плавают. Восхищался их сообразительностью. У них, видите ли, мозг больше, чем у человека! И какие-то там кора и мозжечёк, как у людей. Даже есть своя речь. Вот профессор и бьётся над прибором-переводчиком дельфиньей речи.

Раньше я считал Канариса гением. Ещё бы - заставить служить фюреру дельфинов! Дельфин-разведчик, дельфин-диверсант! Зачем рисковать цветом нации. Дельфин, не вызывая подозрений,  заплывает в любые южные порты, подплывает к любой базе, потом возвращается к нам и  докладывает обо всём, что там видел. Или навешиваешь на дельфина мину. Он плывёт, куда приказано, и неожиданно тонут корабли, взрываются доки.

К чёрту дельфинов-шпионов, к чёрту Канариса! Война уже близится к концу, а я...

 

Профессор с ассистентом как всегда возятся у лагуны. Боже, какая жара! И как профессор может торчать на самом солнцепёке? Последнее время его низенькая, истекающая потом жирная фигура в длинных, выгоревших на солнце трусах раздражает меня. А в ассистента я бы с наслаждением разрядил свой парабеллум. Кажется, он был чемпионом Берлина по плаванию. Ишь, сволочь, как плещется вместе с дельфинами. Всем своим видом показывает, что лагуна мала для него. Эх, всадить бы пулю! Интересно, попаду я отсюда в его белую макушку? Когда-то я тоже был таким. Стройным, мускулистым. Настоящая «белокурая бестия»!

Чёрт, бутылка уже пуста! Ну вот, бегут назад с магнитофоном. Что там случилось? Неужели профессор, наконец, сделал свой проклятый прибор?

 

Голова, как котёл. Так и гудит. А во рту какая-то гадость. Что там профессор вчера говорил? Какая-то галиматья насчёт дельфинов. Будто бы они и не дельфины вовсе, а шпионы. Ха-ха-ха! Мы хотели сделать из них шпионов, а они уже шпионы! Не наши, не русских, а каких-то недочеловеков из космоса. Бред какой-то! Неужели я допился до белой горячки?

Я сообщил по рации условной фразой, что профессор сделал, наконец, свой прибор. Канарис благодарит за работу. Скоро пришлёт новые инструкции. К черту инструкции! Мне надоел этот остров, надоело жить без женщин. Сейчас прикажу профессору узнать у дельфинов, где эти существа, для которых они собирают информацию. И пусть расскажут всё об их оружии.

Короче, Дитрих, ты воюй на своём  восточном фронте, кичись, что ты оберст. А я  со своим взводом дельфинов приведу фюреру новых рабов, рабов из космоса и океана! Вот тогда посмотрим, кто из нас…

Опять у меня на дороге этот ублюдок-ассистент. До чего я его ненавижу! Не говорит, а прямо цедит сквозь зубы, мерзавец! Оказывается, где-то в глубинах океана находятся мощные станции, передающие собранные дельфинами сведения куда-то в космос. Мы, видите ли, должны свернуть эксперименты с дельфинами и выпустить их из лагуны в море. Дельфины, цедит он с презрительной миной, передают информацию, специальным, как он сказал, роботам. И при этом так посмотрел на меня, что я чуть не врезал ему бутылкой меж наглых голубых глаз. А профессор ничего не слышит, так занят своим прибором».

 

Здравствуй, сынок!

Получил твой новый рассказ. Жаль, что нет конца. Но, по-моему, рассказ может получиться. И интересным! Вот только там есть несколько неточностей, повторов и недосказаностей. Посмотри их, пожалуйста. Я их все пометил.

1) Кто такой Вилли? Судя по всему, он служил у Канариса. Но об этом можно только догадываться. И главное - какова его роль на острове? Какова его задача? В рассказе он лишь пьёт. Надо шире дать его образ, раскрыть его задачу, иначе «майор Вилли» так и останется безликим пьяницей-надзирателем, роль незавидная даже для рядового солдата.

2) Так же слабо разработан образ ассистента. Чем он занимается? Почему и за что ненавидит его Вилли? Почему считает его «скрытым коммунистом»?

3) Немцы-фашисты в те годы были настолько фанатично преданы идеям фашизма и настолько были вымуштрованы, что не смогли бы даже в мыслях послать к чёрту Канариса, главу немецкой разведки. А Вилли - фашист до мозга костей! И Канарис для него должен быть, как Бог. Ведь не секрет, что почти до последних дней войны фашисты, умирая, шептали имя Гитлера. Но не проклинали его, не посылали к чёрту. А Канарис - выразитель и исполнитель идей Гитлера.

4) Мало в рассказе действия. Где, например, находится Вилли? В палатке, в долине, на берегу лагуны? Что он делает - лежит, сидит, ходит? В какое время происходит действие рассказа - в один и тот же день, час, неделю?

А вообще - молодец! Только не торопись! Думай больше. Думай шире! По десять раз перечитывай уже написанное и по столько же раз его переписывай. И побольше действия! Характеров, обстановки...

Папа.

 

«Ужасно болят глаза, а в теле какая-то противная слабость. Не может быть, чтобы у этих роботов не было оружия. Я брошу это оружие к ногам фюрера!

Профессор, истекая потом и слюной, говорит, что ему некогда. Он спешит к дельфинам. Ничего, пузан, подождёшь. Сначала доложи мне, и поподробнее, обо всём, что узнал.

Так, инопланетяне прилетели на Землю, когда людей ещё не было. Чёрт побери! А кто же был? Ведь не господь Бог же их встречал?

Ассистент, сволочь, откровенно скалит свои удивительно ровные, сверкающие, как у негра, зубы. Погоди, парень, когда-нибудь я пройдусь по ним своим сапогом!

Что там болтает этот раздражённый индюк? Инопланетяне, оказывается, решили заселить нашу Землю. Но их родная планета очень далеко. Пока долетишь туда и обратно, пройдут сотни лет. Им нужно знать, как изменится Земля. Для этого подобрали из местных животных наиболее подходящих и сделали из них биороботов. Именно поэтому предки дельфинов заселили море, а предки человека остались на суше. Что он говорит? Предки человека?!

Но случилось непредвиденное, брюзжит профессор. Биороботы суши почему-то резко изменились, и в результате появился человек. Инопланетяне сначала не поняли, что произошло. Они приказали по радио дельфинам во чтобы то ни стало наладить контакт с биороботами суши. Но человек уже забыл о своей "программе". Остатки этой программы иногда проявляются у некоторых  людей в виде телепатии, телекинеза и т. п.

Когда инопланетяне поняли, что произошло, дельфины уже утратили телепатический контакт с человеком. Вернее, они утратили его, как только биоробот суши стал человеком. Инопланетяне отбросили мысль о заселении далёкой Земли, но с большим интересом следят за развитием неожиданно возникшей цивилизации и ждут момента, когда можно будет вступить с ней в контакт.

Чёрт побери, чего это ассистент такой хмурый? Профессор всё трясёт своим жиром. Ладно, говорю, катись к своим биороботам. У меня осталось всего десять бутылок, а лодка придёт только через неделю. Видно всё же придётся сообщить Канарису...

Чёрт, это же повод вырваться с этого проклятого острова! Ведь не по радио же я буду докладывать обо всей этой чертовщине! Только лично!

 

Осталась одна бутылка, а лодки всё нет. До чего мне всё надоело! Что это там бубнит профессор? Дельфины прекратили разговоры? Ну и что? По сравнению с поросячьими глазками, нос профессора выглядит широким, как клюв у гуся! Оказывается, до сих пор профессор с помощью своего прибора подслушивал лекцию дельфина-учителя недавно родившемуся детёнышу. А сегодня, как по сигналу, не только лекция, но и простые разговоры между дельфинами резко прекратились. Отвисшие, как у бульдога, щёки профессора обиженно дрожат. Стекающий по ним пот похож на обильно льющиеся слёзы. Причём ночью кто-то стёр все магнитофонные записи!

Кто-то! Разве не ясно, кто? Где ассистент? Ах, он спит! Средь бела дня, красная сволочь! Теперь-то уж мы с тобой за всё сочтёмся. Я пинком распахиваю дверь в комнату ассистента. Этот негодяй, точно подброшенный пружиной, вскакивает с кровати и, наткнувшись на мой кулак, падает на пол. Вот я прошёлся по твоим зубам!

 

Мы стоим на берегу лагуны. Профессор с наушниками на голове пищит что-то в микрофон. Дельфины лениво плещутся в  прозрачной воде, не обращая на нас никакого внимания. Достаю парабеллум и приказываю передать микрофон ассистенту. Профессор развязывает тому руки и молча уходит.

Ну, парень, говорю, спроси у своих друзей-дельфинов, есть ли поблизости станции-шпионы. А сам сажусь под пальму, направив дуло ему в брюхо. Если есть, пусть пригласят роботов к нам на остров. Мы дадим им мины, и пусть роботы доставят наши подарки на свои станции.

Ассистент брезгливо вытирает с наушников пот профессора и, с трудом шевеля распухшими губами, тихо говорит что-то в микрофон. Дельфины перепрыгивают сеть, перегораживающую выход из лагуны, и исчезают в океане.

Сразу бы так, парень, говорю я ассистенту, и зубы твои были бы целы. Когда дельфины доставят первого робота, сразу беги за мной. Что за странная улыбка у этого парня? Чёрт, как я устал! Надо бы выпить стаканчик для бодрости. Проклятая жара…»

 

«На обьекте Х обнаружены два человека. Судя по фотографиям, это профессор N и майор К. Ассистент профессора бесследно исчез.

Обойма парабеллума майора К пуста, хотя следов крови нигде нет. Куда или в кого стрелял майор К, выяснить не удалось.

Никаких приборов (в том числе рации) на обьекте Х не обнаружено. Исчезли все записи и дневники профессора N.

Ни в лагуне, ни вблизи обьекта Х нет ни одного дельфина».

(Из доклада командира имперской подводной лодки Y-2)

 

«Двое пострадавших, доставленных в мою клинику, страдают полной потерей памяти. Не помнят даже своего имени. Оба обладают интеллектом пятилетних детей. Причины болезни неизвестны. Надежды на восстановление памяти нет...»

(Из доклада профессора S)

 

Здравствуй, сынок!

Получил концовку твоего рассказа и снова пишу тебе.

Ну, вот теперь кое-что с рассказом прояснилось, вернее - с его идеей, сюжетом.

К сожалению, как я и писал раньше, отдельные недостатки снижают в целом интерес к рассказу. Эти недостатки есть и в концовке. В частности, самый существенный из них - отсутствие фантастической новизны. Невольно возникает вопрос: о чём хотел сказать автор? О том, что наша земная цивилизация находится под наблюдением пришельцев из космоса? Но уж больно неудобно выбраны момент (война) и исполнители слежки (дельфины). Многое не досказано, не объяснено. Да и что же предполагается дальше? Ведётся ли сейчас наблюдение? Что изменилось за это время и т.д.

Вспомни «Аэлиту» Толстого. Земляне покинули Марс. Можно было бы на этом поставить точку (как сделал в своём рассказе ты). Но тогда потерялась бы достоверность (фантастическая, разумеется), что на Марсе есть жизнь. Толстой нашёл выход. Он знал, что из космоса поступают радиосигналы, и обыграл это обстоятельство. Помнишь, как Лось поймал однажды неизвестный сигнал из космоса и услышал: «Где ты, Сын неба?..». Концовка давала пищу для размышлений, рождала надежду, что всё ещё впереди и т.д.

Но главное! Во имя чего написан рассказ? Тебе, как фантасту, надо чётко уяснить две заповеди:

1) Писать не просто занимательно и ради интереса читателя, а выдвигать какую-то общечеловеческую идею, проблему!

Ну, например, Александр Беляев поднимал проблему освоения человеком океана и воздушного пространства («Человек-амфибия», «Ариэль»). Жюль Верн писал о возможных полётах в космическое пространство («Из пушки на Луну»). При этом, как художники, они обыгрывали и человеческие судьбы, показывали существующий общественный строй, его достижения, вскрывали язвы и пороки общества.

2) При этом необходимо находить какую-то фантастическую (пока) новизну и обыгрывать её. И обязательно на строго научном подходе. Например, брать в расчёт уже имеющиеся гипотезы, факты (необъяснённые), предположения и т.д. На этой основе Жюль Верн задолго до реальных открытий описал состояние человека в космосе (невесомость), подводную лодку и т.д.

Нельзя фантазировать абстрактно, ради фантазии. Это лишает достоверности, а во многих случаях подводит автора. Ведь читатель - человек образованный, может, даже побольше знает, чем автор. А ему дают такие открытия: оказывается, в земном океане есть какие-то подводные базы пришельцев, которые с помощью дельфинов ведут наблюдение за землянами. Это не научно! Это фантазия ради сюжета. А так нельзя.

И последнее. Не торопись. Пиши подробнее. Тщательно шлифуй фразы. Вводи описания предметов, одежды, обстановки, чувств, действий. Больше диалога! У тебя он практически отсутствует. Идёт сплошное описательство. А так не интересно. Выкинь у Дюма и Жюль Верна диалоги, что останется? Убери у них описания обстановки - исчезнет колорит! Ну и т.д.

Работай! Больше работай, если действительно хочешь что-то сказать читателю.

Папа.

 

-Всё бьёшься со своей программой-рецензентом? Я к тебе обращаюсь, гений!

-А, это ты? По-моему, получилось! Полная иллюзия живого общения. На уровне переписки, конечно. Но можно в дальнейшем прикрутить и синтезатор речи.

-Это у нас с тобой уже давно полная иллюзия живого общения. Посмотри на меня, это я - твоя когда-то любимая жена. Единственная, свет в окошке! Потрогай, я живая и тёплая.

-Ты не поняла: программа выдаёт рецензии в виде писем отца к сыну. Это не просто набор фраз, а вполне полноценные письма. Такие вполне мог написать настоящий отец сыну-графоману. Я так и назову программу - "Отец".

-Кстати, ты поздравил своего отца с днём рождения? Я не о твоей проклятой программе! Я о твоём родном, живом пока отце!

-Чёрт! Почему ты мне не напомнила? Это ведь твоя прямая обязанность. Я придал тебе, программе-секретарю, виртуальный облик и голос моей бывшей жены. Как ты ухитрилась приобрести и её недостатки? Надеюсь, с «Отцом» у меня подобных проблем не возникнет...

 



Назад
Hosted by uCoz