Уроженец Коломны - митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов),
без сомнения, является крупнейшим деятелем истории Русской Церкви XIX столетия.
Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова,
государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был
из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного
водительства. Только на Московской кафедре его служение протекало почти
полвека, а авторитет к концу жизни был таков, что современники именовали его
Митрополитом Всероссийским, "природным Патриархом" Русской Церкви.
Его любили простые люди, к его мудрому слову прислушивались и
цари, и поэт Александр Пушкин,
его молитва звучит и по ныне.
Митрополит Московский и Коломенский Филарет (1782-1867)
(в миру Дроздов Василий Михайлович) родился 26 декабря 1782 года
в Коломне в семье диакона Успенского собора. Его детство и юность прошли в
нашем городе. Он жил с родителями в доме у церкви святой Троицы в Ямской
слободе (ныне улица Толстикова).
Первые детские годы, до поступления в духовную школу, проведены были
Василием Дроздовым на попечении дедушки - священника Василия Афанасиевича
и бабушки Домники Прокопиевны. Простые, но искренно благочестивые дедушка
и бабушка всемерно заботились о воспитании внука, и каждый по-своему вносил
в его душу что-то доброе и возвышенное.
Учился будущий святитель блестяще, сначала в Коломенской, а затем, с 1800 года
в Троицкой Лаврской семинарии, где по окончании (1803) был оставлен
преподавателем. Здесь, под покровом преподобного Сергия Радонежского, он решил
посвятить всю свою жизнь служению Богу и ближним, поэтому в 1808 г., 16 ноября,
принял монашество с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого.
В сердце иеродиакона Филарета зрело желание стать "гробовым " священиком
у раки преподобного Сергия. Однако, вскоре Господь призвал его к архиерейскому
служению. В 1817 году он был рукоположен во епископа, а в 1826 году стал
Митрополитом Московским и Коломенским. Как справедливо указывает прот.
Г.Фроловский, архимадрит Филарет выдвинулся, прежде всего, своим усердием
и отличием в проповедании слова Божия, своими назидательными и красноречивыми
поучениями об истинах веры. И в течение 40 лет, занимая эту кафедру, был
фактически всероссийским архипастырем.
Весьма интенсивной была в годы пребывания в Петербурге учебно-педагогическая
деятельность архимандрита Филарета. За несколько лет ему пришлось прочесть и
обработать почти полный курс богословских наук. Замечательные дарования святого
проявились в его блестящих проповедях и вдохновенных молитвах. Благодаря им
современники называли святителя "московским Златоустом". Тогда же вышли три
первые его книги: "Начертание церковно-библейской истории", "
Записки на книгу Бытия" и "Опыт объяснения псалма 67".
В августе 1814 года последовал указ Императора Александра I Святейшему Синоду
об установлении 25 декабря благодарственного празднества за избавление Церкви
и Державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык.
Митрополит Амвросий поручил архимандриту Филарету составить особый чин
молебствия в этот день. К 1815 году чин был утвержден и разослан по церквям
для совершения по нему молебствия в день Рождества Христова.
В 1817 году архимандрит Филарет был хиротонисован во епископа, а с 1821 года,
после смены нескольких кафедр, утвердился, уже в сане архиепископа, на
Московской кафедре, которую и возглавлял до конца жизни.
События войны с Наполеоном вместе с победой дали России и большое количество
западных мистических сект и масонских лож. Император Александр I и, даже
обер-прокурор Синода, князь А.Н.Голицин разделяли стремление общества найти
истину в каком-то отвлеченном христианстве без Церкви и догматов. В 1817 году,
пусть и не надолго, возобновилось издание журнала "Сионский вестник",
в котором широко распространялись сочинения западных мистиков.
Несомненно, эпоха оставила свой след на душевном и мыслительном складе
Филарета, но при этом он оставался церковно твердым и внутренне чуждым этому
мистическому возбуждению. Благоговея перед тайнами Божиими, он отличал от них
и отвергал мечтательно-мистические парения.
Святитель Филарет прославился как выдающийся ученый, первым в истории
России удостоенный звания доктора богословия. Благодаря его трудам
Библия была переведена на русский язык, и этим переводом наш народ
пользуется уже более 100 лет. С делом перевода Священного Писания на русский
язык митрополит связал всю свою жизнь, разработав принципы перевода и став
одним из переводчиков, редактором и главным защитником самой идеи Русской
Библии. Основанное в 1812 году с целью распространения Священного писания
Библейское общество просуществовало до 1826 года, когда было закрыто как
превратившееся в орудие внеконфессиональной мистической пропаганды.
За это время на русском языке были изданы отдельные книги Ветхого Завета и
весь Новый Завет, причем митрополитом Филаретом было переведено Евангелие от
Иоанна и составлены общие правила для перевода.
В начале царствования Императора Николая I, 22 августа 1826 года, архиеископ
Филарет был возведен в сан митрополита в благодарность за содействие открытию
вверенной ему тайны о престолонаследии. Архиепископом Филаретом был
составлен, по поручению Императора Александра I, и тайно хранился в Успенском
соборе Кремля манифест о назначении наследникомпрестола Великого Князя
Николая Павловича; по смерти же Императора Алексиндра своими спокойными и
продуманными действиями святитель способствовал тому, что присяга Николаю
Павловичу прошла в первопрестольной без каких-либо волнений.
Проповедь митрополит Филарет считал неотъемлимой обязанностью епископа, и
всякий раз, когда призывал к тому случай, святитель проповедовал. Слава
проповеднического дара была постоянным спутником его служения, предваряя
славу его на всех других поприщах.
Не сообразуясь с духом вольтерьянской эпохи, святитель решительно и
недвусмысленно напоминал о внутренней независимости Церкви, о чем ярко
свидетельствует следующий случай. Триумфальные ворота в Москве, воздвигнутые
в честь победы над Наполеоном, среди прочего были украшены изображениями
некоторых из языческих богов. Император Николай Павлович решил лично
присутствовать на их открытии и освящении и послал за митрополитом Филаретом.
Святитель молча выслушал приглашение флигель-адьютанта и ничего не сказал, но
и не поехал. Император, узнав об этом, только приказал приготовить лошадей,
и уехал в Петербург. Таким образом, открытие происходило в отсутствие Государя
и митрополита. Полковой священник отслужил молебен, и участие Церкви в этом
торжестве тем и кончилось. Поэтому неудивительно, что с 1841 года и до конца
жизни, оставаясь по титулу членом Синода, митрополит ни разу не приглашался
принять участия в его заседаниях в Петербурге.
К его мудрому слову прислушивались императоры и князья, министры и
губернаторы, поэты и писатели. Так по просьбе царя Александра II
святитель составил текст манифеста 1861 г. об отмене крепостного права.
А великого нашего поэта А. С. Пушкина в трудную минуту жизни святой
Филарет духовно поддержал и ободрил:
Поэт |
Святитель |
Поэт |
Дар напрасный, дар случайный, |
Не напрасно, не случайно |
...И ныне с высоты духовной |
Отдельного разговора заслуживает вопрос о влиянии митрополита Филарета на позднее творчество Н.В.Гоголя. В особой тетради, в которую в 1844 году Гоголь стал делать регулярные выписки из творений святых отцов и сочинений современных ему духовных писателей, немалое место отведено отрывкам из слов московского святителя.
Верующий народ почитал митрополита Филарета как замечательного пастыря,
милосердного и сострадательного к нуждам и бедам ближних. По его молитвам
многие люди находили утешение в скорбях и получали исцеление от недугов.
Святитель Филарет любил свой родной город и никогда не порывал
связи с ним. В Коломне он часто бывал, совершал богослужения,
проповедовал, освящал храмы. Находясь в столице. Владыка Филарет
внимательно наблюдал за духовной жизнью нашего города и руководил ею.
19 ноября (2 декабря) 1867 года святитель земли Русской
преставился ко Господу. В 1995 году митрополит Филарет (Дроздов) был
причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Мощи его
почивают в Троице-Сергиевой Лавре.
Молитвами святителя Филарета да сохранит Господь наш город и всю землю Русскую на многая и благая лета!
Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно.Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя.
Отче! Даждь рабу Твоему - чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить - ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце мое - отвесто.
Ты зриши нужды, которых я не зная. Зри! - и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Бдагоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижымими для меня Твоими судьбами.
Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания - исполнить волю Твою... Научи меня молиться. Сам во мне молись.
Аминь.
По книге священника Максима Козлова
"ФИЛАРЕТА
митрополита Московского и Коломенского ТВОРЕНИЯ"