А.П. Радищев

Тапёр

    Вспоминается еще одна страничка из моего отрочества, имевшая, как мне кажется, некоторое влияние на мое дальнейшее музыкальное развитие.

    В 1925 или 1926 году мне пришлось в течение некоторого времени сопровождать на пианино кинофильмы (тогда еще не было звуковых фильмов) в железнодорожном клубе при станции Сватово. Видимо, я кого-то временно замещал.

    По нотам играть абсолютно было нельзя, так как в зале во время сеанса было темно, и хотя пианино стояло возле экрана, резкая смена яркости мелькавших кадров не давала порой разглядеть не только ноты, но и клавиши. К тому же надо было, повернув голову к экрану, непрерывно следить за ходом разворачивавшихся в фильме событий, чтобы на ходу, молниеносно менять характер музыки. Одно дело, когда изображалась погоня или битва. Здесь мне помогал накал страстей в зрительном зале, выражавшийся в рёве и визге сотен глоток и топоте ног, которые заглушали мою беспомощную импровизацию, выколачиваемую из расстроенного, дребезжащего пианино.

    Когда же вдруг возникала какая-нибудь лирическая сцена или изображался пейзаж и в притихшем зале под приглушённый треск киноаппарата и лузгание семечек становилась слышна моя музыка, я вымучивал из себя мелодии, не имевшие ничего общего с «Анданте кантабиле» Чайковского или «Серенадой» Шуберта.

    Вспоминая с чувством стыда тогдашнее своё «музицирование», думаю всё же, что именно тогда в моём подсознании впервые пробудился интерес к музыкальному творчеству. Если раньше музыка Бетховена, Шопена, Чайковского была для меня как бы существующей вечно, как и сама природа, и она создана раз и навсегда, то теперь я понял, что музыка - это живой язык человеческого общения. А если это так, то не обязательно разговаривать на музыкальном языке только «словами» классиков, можно говорить и своим языком, ведь не боги горшки обжигают.

    Научившись достаточно бегло читать ноты, я с ещё большим увлечением стал набрасываться на каждый сборник, которые привозили родители из Харькова. Но всё чаще из-под моих пальцев стали появляться достаточно мелодичные вальсы, песенки, марши, а то и какие-нибудь пьески с ярко выраженным характером, навеянные образами природы (например, лунная ночь, буря, шум моря, пробуждение весны, пенье птиц и другие). Эти робкие попытки творчества я не записывал, сознавая их примитивность, о чём теперь сожалею.

    Вскоре моим кумиром стал Рахманинов. «Элегия», «Мелодия» и Прелюдия до диез минор, «Баркарола», «Вальс», «Полишинель» - эти пьесы могу называть музыкальным символом своего отрочества и юности. Не знаю, чем мог Рахманинов пленить меня тогда (в моём-то исполнении!), но любовь эта сохранилась навсегда. Иногда мне кажется, что вся моя музыкальная жизнь - это восхождение к сияющей вершине творчества великого композитора, до которой я так и не смог добраться.

    В середине 20-х годов я жил с родителями в Купянске, маленьком городке тогдашней Харьковской губернии. Здесь один год я брал уроки музыки у чудесного старика, Виктора Александровича Тихоцкого. Это был отличный пианист, ученик Гензельта. Его игра отличалась мягким, бархатным звуком. Поскольку учитель Тихоцкого Гензельт был учеником Гуммеля, а тот в свою очередь учился у великого Моцарта, я вдруг почувствовал себя, к своему удивлению, музыкальным праправнуком гениального композитора.

    Поверьте, что в этом неожиданно возникшем чувстве родства с гением музыки не было глупого тщеславия. Нет, я только реально ощутил существование живого Моцарта. Он как бы сошёл с недосягаемого пьедестала, стал для меня человеком во плоти и крови, со всеми его заботами, лишениями, тревогами и радостями. Меня также тронула мысль, что уроки Тихоцкого были живым звеном в передаваемой из рук в руки эстафете творческого гения и живой души Моцарта, к которой через три поколения мне удалось нечаянно прикоснуться.

    Но Виктор Александрович Тихоцкий был не только музыкантом. Народоволец, член кружка «долгушинцев», он на свои деньги оборудовал подпольную типографию кружка, в которой печатались нелегальные издания «Народной воли». После ареста руководителя кружка Александра Васильевича Долгушина осенью 1873 года шрифт, имущество типографии были переправлены в Харьков. Часть была зарыта в имении сестры В.А. Тихоцкого Синиха (под Белгородом), другую часть зарыли в саду Виктора Александровича. В 1925 году типографию отрыли и сдали на хранение в Харьковский музей революции. Виктор Александрович показывал мне журнал «Огонёк» (№ 22 за 1925 год), где была напечатана его статья «Подпольная типография долгушинского кружка». Там же помещена фотография, на которой В.А. Тихоцкий, редактор «Огонька» М.Е. Кольцов и другие стоят в саду около только что отрытой типографии. Помню, как, показывая мне журнал, Виктор Александрович жаловался, что Кольцов очень урезал статью.

    Много слышал я из уст Тихоцкого о выдающихся революционерах: Морозове, Долгушине, Войнаральском и других народовольцах, которых Виктор Александрович хорошо знал. Увлечённый его рассказами, я, к несчастью, ничего не записывал, видимо, надеясь на свою молодую память. Сколько же бесценных воспоминаний безвозвратно утеряно, какая невосполнимая потеря!

Hosted by uCoz