А.П. Радищев

Встреча в Смедовской долине

   Теперь, уже много лет спустя, вглядываясь в прошлое, я спрашиваю себя, чем меня привлекло литературное краеведение, почему я стал проводить именно литературные походы. Была любовь к литературе, музыке, была большая жажда познания, движения. В то же время некоторые случаи в моей жизни исподволь корректировали линию моих интересов и поведения, определяя увлечение путешествиями по литературным тропам Родины.

   Об одном из таких случаев и его последствиях мне хочется рассказать. Незадолго до Великой Отечественной войны я, тогда ещё молодой преподаватель педагогического техникума, гостил летом у своих друзей-студентов в деревне, расположенной на живописном крутом берегу Оки, напротив небольшого текстильного городка Озёры.

   После городской суеты я наслаждался деревенской тишиной. Вместо пыльных и тесных городских улиц - просторы большой русской реки.

   В один из погожих дней, бродя по окрестностям, я со своими деревенскими друзьями очутился в уютной долине прихотливо извивающейся речки Смедвы. За одним из её поворотов нам открылась широкая, окаймлённая крутыми лесистыми склонами луговина, на которой паслось стадо коров.

    Старый пастух, с которым мы поздоровались, приветливо ответил и спросил, откуда мы и куда идём. Я сказал, что приехал из города, а мои друзья знакомят меня с окрестностями.

   - А знаете, где вы находитесь? - сказал оказавшийся словоохотливым старик. - Вот по этим местам сам Григорович Дмитрий Васильевич ходил. Бывало, идёт, высокий, стройный, с бакенбардами, в белом костюме. Встретит крестьянина или крестьянку, остановится, назовет по имени, многих знал в наших деревнях, начнёт расспрашивать о житье-бытье. Вот наши места он и описал в рассказе "Смедовская долина".

    - Откуда же вы всё это знаете? - не скрывая удивления, спрашиваем мы. - Вы так рассказываете о Григоровиче, будто видели его самого.

    - А как же, я у Дмитрия Васильевича кучером был. Его имение находилось в деревне Дулебино, это недалеко отсюда. Я там живу. Приходите в гости, не пожалеете.

   - А как вас там найти?

    - Спросите Якова Лебедева, меня в деревне все знают. Дом мой с краю, как войдёте в деревню, недалеко от того места, где стояла изба Афанасия Лисичкина, с которого Григорович писал Антона Горемыку.

   В то лето я так и не выбрался в Дулебино. Однако неожиданная встреча оставила в душе след, окрасив окружавшую меня жизнь романтикой прошлого. Я увидел окрестные места глазами человека, жившего сто лет назад. Меня наполнило радостное чувство сопричастности к вечному движению жизни от прошлого к будущему.

    Снова попал сюда я только после войны с группой школьников-старшеклассников: мы ходили в поход по родному краю. Старика Лебедева уже не было в живых. Печальное зрелище являла собой бывшая усадьба писателя. На месте дома, сгоревшего в первые годы нашего столетия, зияла яма, заросшая бурьяном.

    Пробыли мы в Дулебине дня три. За это время разыскали всех стариков, которые помнили писателя: им было уже по 80-90 лет. С их слов мы записали воспоминания о последнем приезде Григоровича в Дулебино в 1896 году. С помощью одного старожила составили план не существующей ныне усадьбы.

    Вернувшись из похода, поехали в Москву, с большим трудом отыскали внучку писателя Татьяну Александровну Черемисинову. Она подтвердила правильность составленного плана, расчувствовалась, поблагодарила за память о деде и дорогих её сердцу местах. Потом долго шарила в старом комоде, нашла крохотный узелок, развязала его, вытащила две старые фотографии (размером примерно 4х6 см, перегнутые и сложенные ввосьмеро) и подарила нам. На одной из фотографий была изображена она сама со своей матерью Марией Дмитриевной, дочерью писателя. На другой - не существующий ныне дом Григоровича, в котором прошли его детство и юность, куда он часто приезжал, будучи взрослым, и где написал свои лучшие произведения: "Деревню", "Антона Горемыку", роман "Рыбаки". Здесь бывал у него Ф.М. Достоевский, чьё имение Даровое находилось недалеко отсюда, под Зарайском. По преданию, бывал у Григоровича в Дулебине и Тургенев. И будто бы в свой последний приезд Григорович сидел под своим к тому времени разросшимся дубом и плакал, вспоминая друга.

   Вскоре мы узнали, что ни в музейных фондах, ни в литературе изображение дома писателя не сохранилось. Тогда от имени ребят я подарил обе фотографии Гослитмузею, который выразил нам благодарность за спасение ценной реликвии. Кто знает, может быть, со временем будет решено восстановить усадьбу Григоровича, и тогда этот единственный сохранившийся снимок сможет оказать неоценимую услугу реставраторам.

    Так мы отдали дань уважения писателю-земляку, одному из основоположников "натуральной школы" в русской литературе, о котором Л.Н. Толстой говорил, что именно Григорович научил его смотреть на жизнь русского мужика изнутри.

   В своём письме к Григоровичу Толстой писал: "Помню умиление и восторг, произведённые на меня, 16-летнего мальчика, ... Антоном Горемыкой, бывшим для меня радостным открытием того, что русского мужика - нашего кормильца - и хочется сказать: нашего учителя - можно и должно описывать, не глумясь и не для оживления пейзажа, а можно и должно писать во весь рост, не только с любовью, но с уважением и даже трепетом".

    Высокую оценку творчества Григоровича дал М.Е. Салтыков-Щедрин: "...с лёгкой руки Григоровича мысль о том, что существует мужик-человек, прочно засела и в русской литературе, и в русском обществе".

    Проведя наш краеведческий поиск, мы выразили признательность простому русскому крестьянину из подмосковной деревни Дулебино Якову Ивановичу Лебедеву. Случайная встреча с ним стала одной из тех искр, которые положили начало нашему увлечению литературной историей родного края.

Hosted by uCoz