Многие из самых ярких страниц походной жизни нашего
коллектива связаны с Ленинградом. Вспоминается первый
пушкинский поход 1950 года. Получив тогда доброе напутствие научных сотрудников
Гослитмузея, в том числе учёного, классика советского литературоведения Николая
Павловича Анциферова, мы посетили пушкинские места Москвы, провели незабываемую,
насыщенную массой впечатлений неделю в псковском Пушкиногорье и наконец приехали
в Ленинград. Величие исторического города, одного из
крупнейших в мире центров культуры, колыбели революции, города-героя ошеломило
нас. В первые два дня все наши литературные планы полетели кувырком. Всё было,
как обычно у всех экскурсантов - общее знакомство с городом, его
достопримечательностями. И как-то не доходило до сознания, что вот это именно
тот самый Медный всадник,который каждому из нас знаком по картинам, по стихам
Пушкина. А эта прямая, как стрела, улица с прекрасными зданиями и скульптурами
и есть тот самый Невский, по которому прогуливался Гоголь.
Петропавловская крепость, Зимний дворец, Адмиралтейство, Летний сад, береговой
гранит Невы - всё постепенно становилось для нас явью. Ощущали мы себя и
первооткрывателями подлинных бесценных сокровищ Эрмитажа, Русского музея.
В день
Военно-Морского флота мы приветствовали с Дворцовой набережной участников
парада. 1972.
Раскрылись перед нами и
страницы героической истории великого города. Смольный со скромным кабинетом
В.И.Ленина и историческим актовым залом, в котором была провозглашена Советская
власть и где прозвучали Декреты о мире, о земле; крейсер "Аврора", Марсово поле,
Пискарёвское кладбище. Трудно передать словами те чувства, которые испытали
ребята, посетив эти места! После такогого беглого, в
основном зрительного осмотра города (умом грандиозность всего, к чему мы
прикоснулись, нельзя было сразу объять) мы приступили к основной теме похода.
Посетили последнюю квартиру Пушкина на набережной Мойки, постояли молча у
обелиска на месте дуэли поэта, ездили в город, носящий его имя, побывали в
Лицее. Так после Михайловского мы вживались в атмосферу пушкинского Петербурга.
Поэт Михаил Дудин.
А через несколько лет перед юными туристами уже
другого поколения Ленинград предстал по-новому. Мощным порывом в наши души, в
наше сознание ворвалась современность. Мы увидели Ленинград не только городом-
музеем, застывшим в величии своего прошлого, но и городом, продолжающим свою
историю, городом, в котором кипит современная жизнь, и она не заслоняет прошлого,
наоборот, крепко связывает его с действительностью. Ребята почувствовали эту
связь времен, более того, сами стали не просто экскурсантами, а участниками
истории. Во всём этом необыкновенном превращении был
"виноват" один человек - бывший ивановский ткач, поэт-фронтовик, мужественный
лирик, общественный деятель, большой друг братских народов Михаил Александрович
Дудин. А дело обстояло так. В 1972 году, готовясь к
очередному походу в Ленинград, мы с ребятами просматривали всё, что появлялось
в печати о культурной жизни города на Неве. В газете "Известия" нам попалась
статья Дудина, в которой он рассказывал об участниках героической обороны
полуострова Ханко (Гангут), своих боевых товарищах. Мы не были знакомы с
биографией Дудина, и для нас эта статья стала первым штрихом к портрету поэта.
Вскоре в наши руки попала книга хранителя пушкинского заповедника С. Гейченко
"У Лукоморья". Открывалась книга статьей Дудина "Хранитель Лукоморья".
Проникновенное вступительное слово, вдохновлённое любовью к Пушкину, к
заповедным местам, преклонение перед благородным подвигом страстного подвижника
культуры, каким является Гейченко, открыло нам Дудина-человека, глубинно
связанного со всей нашей культурой. Из разных источников
мы узнали о дружбе Дудина с Кайсыном Кулиевым, Михаилом Квливидзе и другими
представителями нашей многонациональной культуры, о его внимании к молодым,
начинающим поэтам. Одним словом, ещё не будучи знакомы с
Дудиным лично, мы уже нашли близкого нам по духу человека. И по приезде в
Ленинград, естественно, не смогли не встретиться с ним. И как мы радовались,
что с первой беседы у нас зародилась дружба. Встреча с
Дудиным носила сердечный, непринуждённый характер, что, однако, не мешало нам
вести беседу на самые серьёзные темы. По нашей просьбе Михаил Александрович
рассказал о своём участии в обороне Гангута, о том, как они с художником
Борисом Прохоровым в ответ на ультиматум бело-финского генерала Маннергейма
составили от имени гангутского гарнизона иллюстрированное письмо в стихах.
Слушая поэта.
Потом зашёл разговор о проблемах
культуры. Запомнилась интересная мысль, высказанная Дудиным. Он говорил о том,
что развитие науки идёт по пути всё большего углубления и расширения её частных
разделов. От каждой классической науки отпочковывается множество самостоятельных
наук. Присущая каждой из них терминология всё более обособляется, и это приводит
к тому, что люди, работающие в разных отраслях науки, разучиваются понимать друг
друга. В чём же выход? В искусстве. Оно выражает чувства, мысли, чаяния людей и
приобретает исключительно объединяющее значение. В один из
последних приездов в Ленинград у нас, по взаимной договоренности с М.А.Дудиным,
должна была состояться встреча в музее-квартире Н.А. Некрасова на Литейном
проспекте. Тему встречи - "Литературная карта СССР" - мы заранее согласовали с
руководством музея. Были разосланы пригласительные билеты сотрудникам
литературных музеев Ленинграда. Однако в то время как все заинтересованные
предстоящей встречей с нами уже заполняли зал журнала "Современник" в
некрасовском музее, мы, инициаторы создания Литературной карты (макет которой
везли с собой), добираясь до Ленинграда на перекладных, застряли в городе
Чудове - по иронии судьбы, тоже некрасовское место. Пришлось звонить в музей и
Дудину, просить перенести встречу на завтра. С нами согласились, но сказали,
что за полный сбор не ручаются, так как ленинградцы - "народ занятый и не любят
два дня подряд ходить на одно и то же мероприятие".
Музей-квартира Н.А. Некрасова.
Беседа с М.А.Дудиным. 1972
На следующий
день встреча всё же состоялась. Правда, из музейных работников пришло два-три
человека, но добрый наш Михаил Александрович, которого никак нельзя было
заподозрить, что он занят менее других, пришёл. И вот наша
группа вместе с Дудиным и находившимися в это время в музее-квартире
Н.А.Некрасова посетителями сидит в гостиной около стола, за которым в своё
время работала редакция "Современника". Мы рассказываем Михаилу Александровичу
о нашей Литературной карте, о целях и задачах похода, он - о своём путешествии
по Псковщине, о Михайловском. Поэт отвечает на наши вопросы, читает свои стихи.
В конце беседы я сажусь за рояль, он стоит у входа в спальню Некрасова, и играю
пьесу Чайковского "На тройке" из "Времен года", предварительно прочитав
некрасовский эпиграф к ней:
Не гляди же
с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце
тревогу Поскорей навсегда заглуши.
Потом наши девочки Валя Вилкова и Оля Фокина поют песни на слова Некрасова:
"Назови мне такую обитель", "Что ты жадно глядишь на дорогу", "В полном разгаре
страда деревенская". Из музея ребята уходят окрылённые,
унося с собой возвышенное чувство духовного общения с великим русским поэтом,
"певцом гнева и печали", которому они выразили свою любовь и признательность от
имени его потомков. И глубоко символично, что этот неповторимый час общения с
Н.А.Некрасовым с нами разделил замечательный поэт, наш современник Михаил
Александрович Дудин. На другой день вечером собрались уже
на квартире Дудина. Уселись в креслах, на полу и слушали поэта: он читал нам
свой перевод стихотворения Николоза Бараташвили "Мерани". Тогда у Михаила
Александровича мы встретились с его гостями - югославским поэтом Йоле
Станишичем и детским писателем Николаем Григорьевым.
Заключительным аккордом вечера стал телефонный звонок Кайсына Кулиева. С поэтом
Кабардино-Балкарии некоторые из нас познакомились ещё в прошлые походы. И вот
мы узнаём, что Кулиев отдыхает сейчас в Дубултах, недалеко от Риги.